242 страницы. Альпина нон-фикшн, 2021
Небольшая интересная книга с необычной обложкой.
Содержание:
Возможно, самая большая проблема книги — то, что название не совпадает с содержанием. Вернее было бы сказать «Объясняя новости науки». Нас трижды предупреждали ещё в аннотации, но мы не слушали.
«Популяризация науки и расцвет научных коммуникаций — яркая тенденция последних лет в культурной жизни на русскоязычном пространстве. Но как писать грамотный научпоп? Необходимо ли для этого быть учёным? Правомерно ли сравнивать популяризатора с переводчиком с „птичьего научного языка“ на общепонятный? Почему новость может оказаться некорректной, даже если она не содержит ни одной фактической ошибки? Как избавиться от заумных формулировок и писать, обращаясь сразу к нескольким читательским аудиториям?
Игорь Иванов, физик-теоретик и активный популяризатор физики, на протяжении 20 лет совмещавший научные исследования с работой над научно-популярными материалами, описывает в этой книге своё видение темы. Не ограничиваясь общими рекомендациями, он подробно, с многочисленными примерами рассказывает, на что ориентироваться при написании научно-популярной новости, как выстраивать текст, как подбирать формулировки, как работать с источниками и с собственным текстом, как и зачем „сопровождать“ новость после её публикации».
В разделе «Для кого эта книга» тоже было честно написано об этом:
«Практическое руководство для авторов научно-популярных новостей, готовых работать над качеством свои текстов, как смысловым, так и стилистическим».
Автор начал писать первые науно-популярные новости физики в аспирантуре, популярно объяснял статьи из журналов Nature и Physical Review Letters. С 2005 года писал для сайта «Элементы большой науки».
В книге говорится о том, как писать для разной аудитории. Это и школьники, и «айтишники» — по выражению автора, это люди с естественно-научным или техническим образованием. «Лестница уровней понимания» описывается так: уровень утверждения, цепочка аргументов, исследовательский уровень. Примеров в книге столько, что не сосчитать. В книге рассказывается и о работе не столько автора, сколько редактора или модератора: комментарии, критика, планирование. В последней главе до косточек разбираются две статьи.
Всё очень подробно, каждый аспект: инфоповод, лид, тело, цитаты, заголовок (именно в таком порядке). Автор рассказывает и об ошибках, с реальными примерами: преувеличение, особенно непрофессионалами, плохая новость о хорошей статье, перегруз читателя, путаница между словами «открыли, доказали, опровергли». Всё не так просто: автор показывает, что может быть «вроде бы правильный» текст, где нет фактических ошибок, но у неподготовленного читателя в голове складывается неверная картина. Рассказывает автор и о серой зоне — кликбейте, борьбе за внимание.
Книга подойдёт для авторов любых научно-популярных текстов, хотя сама она рассказывает только о новостях. Но книга от этого хуже не становится.