Невероятная история о «Википедии», «Ководстве» и типографике

Хочется рассказать историю, которая произошла в августе — сентябре прошлого, 2012-го, года.

Я являюсь редактором «Википедии», в основном я занимаюсь переводом статей, но иногда и просто их правкой. И после одной из многочисленных правок ко мне обратился участник (ныне покинувший проект) с таким вопросом: «Добрый день! Скажите, пожалуйста, зачем вы убрали из заголовка статьи пробелы, окружающие тире?» Такой вариант не противоречил изданию Аркадия Мильчина и Людмилы Чельцовой «Справочник издателя и автора», более того, оно соответствует написанию, указанному в § 97 «Ководства» Артемия Лебедева:

«В интервале значений или диапазоне (поезд Москва—Санкт-Петербург) тире пробелами не отбивается» («Ководство»).

Этот источник говорил в мою пользу. Логика, думаю, ясна. Естественно, у нас завязалось обсуждение. Тогда я отправил письмо Артемию Андреевичу с описанием ситуации, которое он переслал главному редактору Катерине Андреевой, от неё я получил ответ:

«Тёма переслал мне ваше письмо. Не знаю, ответил ли он вам сам, но я на всякий случай тоже напишу. В приведённых вами примерах маршрутов тире следует отбивать от слов: Москва — Париж, Белград — Подгорица. Вообще тире без отбивок бывает только в числовых диапазонах, при этом числа должны быть записаны в цифровой форме: 1941—1945. Если числа записаны словами (пять — десять), то пробелы нужны».

Но тогда получается, что ответ прямо противоречит § 97 «Ководства», которое было последним камнем преткновения, и утвеждение в источнике — ложное. Доказательства в пользу правильной версии были получены, однако неправильный вариант так и остался в «Ководстве». Я сообщил Артемию Андреевичу об этом, и вскоре правильный вариант появился в этом издании:

Тире (фр. tiret, от tirer — тянуть) пришло в язык в период заимствования французской типографской терминологии. Употребляется:
...
д) для указания маршрутов (поезд Москва — Санкт-Петербург).

Так закончилась эта история — ошибки исправлены, правда найдена. Мелочь, но всё же.

17 января 2013 · истории