Не о’кей, Google!

Сегодня, 21 апреля, гигант и монстр интернет-поиска Google вводит в действие политику ранжирования сайтов в соответствии с новым критерием: удобством просмотра на мобильных устройствах. Доля мобильных пользователей интернета растёт, учитывать их интересы — похвальная затея, но реализована она безобразно. Предлагаемые инструменты, манера общения с веб-мастерами, сроки, ультимативный и безапелляционный тон — классика этой компании, в чём ещё раз можно убедиться.

Письмо счастья

Если коротко: воз-му-ти-тель-но.

Письмо пришло от имени рекламного сервиса AdSense, этот факт остаётся загадкой (не участвуешь в партнёрской программе — не получишь письмо о том, что сайт могут сбросить вниз с обрыва?). Местами письмо написано не на русском языке («Вы можете узнать, отразится ли это нововведение на Ваших сайтах dyzzet.ru», «Вы можете отравить нам оставить отзыв или отказаться от получения аналогичных сообщений»). Общий тон такой: всё случится уже через неделю, мы конечно дадим вам некоторые инструменты, но кто не спрятался — я не виноват!

Критерии оценивания

Заботливые гуманоиды позаботились о том, чтобы рассказать нам, что они понимают под оптимизированным для мобильных платформ сайтом.

С помощью специального сервиса можно проверить, соответствует ли конкретная веб-страница перечисленным критериям. Проверка сугубо формальная: не добрали одного пиксела между ссылками — не прошли проверку и потеряли позиции в поисковой выдаче.

Краш-тест

Натравим монстра на некоторые сайты.

Как люди вообще ими пользуются?..

Форма отправила содержание в нокаут

Нисколько не спорю с тем, что удобство просмотра и использования ресурсов на мобильных платформах нужно поощрять. Но сайт может строго не соответствовать предъявляемым критериям и при этом быть вполне удобным для просмотра на планшете или даже смартфоне.

Малейшее несоответствие формальным параметрам ставит жирный крест на потенциально интересном содержании. А вот дать пользователям возможность ранжирования результатов поиска с учётом ориентированности на мобильные платформы и без него — это был бы хороший ход. Он бы наверняка показал, что внешнее оформление не может стоять настолько выше полезности содержания. К тому же мобильные версии зачастую очень сильно урезаны или как минимум серьёзно отличаются от полных версий. Тогда полученный пользовательский опыт теряет всякий смысл.

Лет десять назад, когда о мобильном интернете я только слышал, я с трудом представлял, как вообще можно адаптировать веб-страницы для таких крошечных экранов. Когда у меня появился коммуникатор с браузером Opera Mobile, оказалось, что он вполне пригоден для просмотра страниц, созданных для «настольных» браузеров. Можно увидеть общий план страницы и увеличить любой из фрагментов; колонки текста адаптируются под ширину экрана. За годы пользования я могу припомнить только два сайта, которые некорректно работали: никому не нужный сайт о проектировании игровых приложений, который намертво останавливал работу устройства, и мобильная (!) версия «ВКонтакте» m.vk.com. Полная версия последнего сайта менее удобна, зато работает стабильно, не теряет буквы в сообщениях, отдельные сообщения и не портит вёрстку. Парадоксально, но так и есть.

По большому счёту, у веб-мастеров есть два выхода: создавать отдельную мобильную версию (при условии, что разметка полной версии сайта немного сложнее одной колонки с текстом и растягивающимися изображениями) либо использовать адаптивную вёрстку. Последний вариант может оказаться довольно сложным, если не использовать стандартные решения, не все из которых являются образцами хороших интерфейсов, что называется, для людей. Ещё одна проблема: мобильная версия сайта упомянутой соцсети прекрасно пройдёт проверку ботом, но пользоваться на моём аппарате ею почти невозможно. Если бы всё было так просто...

К такой знаменательной дате я успел подготовить главную страницу и навигационные страницы этого сайта. Они проходят проверку ботом. Над статьями придётся ещё поработать, потому что макет сайта проектировался как принципиально жёсткий, но это лишь дело времени.

* * *

Как и в любой сказке, где есть монстр и доблестные рыцари, в этой сказке должна быть мораль. Мораль настолько же проста, насколько почти не исполнима: нужно быть человечнее. Делать инструменты в формате не «чёрного ящика», а хотя бы «серого» (например, «Вот эта и вот эта ссылка слишком близко друг к другу» вместо «Ссылки слишком близко друг к другу»). Не «предупреждать» за неделю, а вежливо объяснить заранее все преимущества нового подхода. Да и сам подход сделать не ультимативным, а рекомендательным.

20 апреля 2015 · google
Оставить комментарий (отменить)